Программа
международной научно-практической конференции
"Обнаружение заимствований-2018"
Главная конференция на постсоветском пространстве по вопросам некорректных заимствований – «Обнаружение заимствований – 2018» – состоялась

В конце осени 2018 года в России состоялась Международная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2018». В этом году организаторы смогли сформировать сразу две площадки для обсуждения острых проблем в образовании и науке: Москва и Липецк. 25-26 октября 2018 года конференция проходила в Москве в здании Российской государственной библиотеки, где проходила Основная работа конференции. 1-2 ноября 2018 года конференция была проведена в Липецке в здании Липецкого государственного технического университета. Как отмечают участники, проведение мероприятия по обнаружению заимствований в текстовых работах и соблюдению авторских прав становится отличной академической традицией.
В работе конференции приняли участие представители органов власти, общественных организаций, преподаватели ведущих вузов, сотрудники библиотек, научно-исследовательских организаций, редакторы научных изданий, специалисты компаний-разработчиков информационно-образовательных систем и сервисов, заинтересованные в развитии российского образования и науки. Общее число участников составило 352 человека из Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Армения. Всего на конференции были представлены более 300 государственных, общественных, учебных, научных, издательских и коммерческих организаций России и стран СНГ.
Участники конференции обсудили широкий круг этических, нормативно-правовых, методологических, программно-технологических, инженерных и образовательных вопросов в сфере обнаружения текстовых заимствований. Всего было заслушано 46 докладов. Подробная программа конференции доступна по ссылке: https://oz2018.ru/program
На конференции были подняты актуальные темы:

  • Нормативные основы использования средств обнаружения заимствований в квалификационных и рубежных работах, отчетных документах. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 года № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». Требования ВАК при Минобрнауки России к диссертационным работам. Рекомендации Рособрнадзора по проверке на заимствования итоговых сочинений;
  • Правовые основы и проблемы систем и средств обнаружения заимствований в квалификационных работах и научных исследованиях;
  • Методология внедрения и использования технических средств обнаружения заимствований в различных сегментах. Специфика обнаружения заимствований в учебных заведениях высшего и среднего образования, НИИ, СМИ, госорганах, коммерческих компаниях; методическое обеспечение;
  • Методология экспертизы заимствований и принятия решений о соответствии квалификационных работ существующим требованиям;
  • Этические вопросы обнаружения заимствований в научных исследованиях, учебных работах;
  • Программно-технические средства обнаружения заимствований. Системы, разработки, компании;
  • Алгоритмы и технологии обнаружения заимствований, поиска, обработки и анализа текстов;
  • Средства и системы информационной поддержки обнаружения заимствования, электронно-библиотечные системы, системы открытого доступа;
  • Образовательные программы и технологии формирования компетентностей обнаружения заимствований, сопровождение пользователей в системах обнаружения заимствования, продуктивность и менеджмент качества систем обнаружения заимствований
На тематических заседаниях выступили представители ведущих организаций и крупнейших вузов России и стран СНГ. Своей методологией, опытом работы и перспективами развития направления в области обнаружения заимствований в диссертационных и учебных работах, поделились коллеги из таких организаций, как Российская государственная библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Ассоциация научных редакторов и издателей, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский университета «Высшая школа экономики», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», МИРЭА – Российский технологический университет, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, Курский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, Белорусский государственный университет, и многие другие.
На конференции была продолжена традиция объединения мнений и усилий специалистов из разных сфер: научных сотрудников, преподавателей и издателей, юристов и методистов, разработчиков систем поиска заимствований и потребителей продукта – для создания продуктивной и плодотворной среды, необходимой для дальнейшего плодотворного развития науки и образования. Также по результатам конференции была выявлена явная заинтересованность общественности в решении данной проблемы, наблюдалась готовность академического сообщества к активным действиям.
По результатам работы конференции была принята резолюция, в которой была выработана единая позиция участников конференции по основным направлениям работы повышения оригинальности текстов учебных и научных работ.
Участники мероприятия единогласно согласились с тем, что конференция имеет актуальный и практико-ориентированный характер, и выразили однозначное положительное мнение относительно продолжения проведения конференции для решения задач обнаружения заимствований. Организаторы благодарят всех участников за активную работу на конференции и ждут всех желающих на следующей конференции «Обнаружение заимствований – 2019»!
Организаторы конференции:
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Российская государственная библиотека
  • Российская ассоциация электронных библиотек
  • Липецкий институт развития образования
  • Липецкий государственный технический университет
  • Ресурсный центр муниципальной системы образования города Ельца
  • Компания «Антиплагиат»
Генеральный партнер конференции: компания Intel ("Интел")
Официальные партнеры: НП «НЭИКОН», «Автор-ВУЗ», EBSCO
Информационные партнеры: информационно-аналитический журнал «Университетская книга», компания «Гарант», рейтинговое агентство «Эксперт РА», компания «Крок»
25 октября, Москва, 1-й день конференции
9:30-10:00 Открытие конференции. Приветственные слова

  • Дуда Вадим Валерьевич, ФГБУ «Российская государственная библиотека», генеральный директор, Россия, Москва
  • Шрайберг Яков Леонидович, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, генеральный директор, д.т.н., профессор, Россия, Москва; Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего», президент, Россия, Москва
  • Авдеева Нина Владимировна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса, Россия, Москва; Российская ассоциация электронных библиотек, заместитель директора по информационным технологиям, Россия, Москва

10:00-12:40 Пленарное заседание

Модераторы пленарного заседания:

  • Чехович Юрий Викторович, Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
  • Авдеева Нина Владимировна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса, Россия, Москва; Российская ассоциация электронных библиотек, заместитель директора по информационным технологиям, Россия, Москва
Доклады:

Чехович Юрий Викторович
Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
E-mail: chehovich@antiplagiat.ru

Обнаружение заимствований в России: современная ситуация

Шрайберг Яков Леонидович
Государственная публичная научно-техническая библиотека России, генеральный директор, д.т.н., профессор, Россия, Москва; Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего», президент, Россия, Москва
E-mail:
gpntb@gpntb.ru
Формирование открытых архивов цифровой информации и проблемы качества контента и обнаружения заимствования: новый взгляд

Ледовская Вера Михайловна
ФГБУ «Российская государственная библиотека», заведующий сектором отдела перспективного развития, Россия, Москва
E-mail: antiplag@rsl.ru
Соавторы:
Авдеева Нина Владимировна,
ФГБУ «Российская государственная библиотека», начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса, Россия, Москва; Российская ассоциация электронных библиотек, заместитель директора по информационным технологиям, Россия, Москва;
Блинова Татьяна Александровна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», начальник отдела перспективного развития, заместитель начальника отдела поддержки доступа к электронным ресурсам, Россия, Москва;
Груздев Игорь Александрович, ФГБУ «Российская государственная библиотека», заместитель генерального директора по информатизации, Россия, Москва; Российская ассоциация электронных библиотек, директор, Россия, Москва;
Лобанова Галина Андреевна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», ведущий специалист отдела перспективного развития, к.ф.н., Россия, Москва;
Сусь Ирина Валерьевна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», ведущий специалист отдела перспективного развития, к.т.н., Россия, Москва
Допустимый объём заимствований как проблема организации научной деятельности и контроля её качества

Еременко Геннадий Олегович

Научная Электронная Библиотека eLibrary.ru, генеральный директор, Россия, Москва
E-mail: eremenko@elibrary.ru
Практика оценки качества научных журналов в научной электронной библиотеке eLibrary.ru: «чёрные» и «белые» списки

Кузнецов Александр Юрьевич

НП «НЭИКОН», исполнительный директор, Россия, Москва

E-mail: kouz@neicon.ru
Роль процедур обнаружения заимствования в информационном обеспечении научного процесса и его результатов на практическом опыте издательской системы

Засурский Иван Иванович
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики, Россия, Москва

E-mail: zassoursky@gmail.com
Научный корреспондент

Кулешова Анна Викторовна

журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (ВЦИОМ), ответственный редактор, Россия, Москва; Ассоциация научных редакторов и издателей, председатель Совета по этике научных публикаций, Москва, Россия

E-mail: ethics@rasep.ru
Плагиат 2.0. Перезагрузка

12:40-14:00 Круглый стол «Трансформация роли средств обнаружения заимствований в российском высшем образовании: от контроля объёма «плагиата» до воспитания академической честности»

Модератор круглого стола: Засурский Иван Иванович, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики, Россия, Москва

Участники круглого стола:
  • Короткина Ирина Борисовна, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, Москва
  • Кузнецов Александр Юрьевич, НП «НЭИКОН», исполнительный директор, Россия, Москва
  • Никифоров Александр Владимирович, Издательство «Лань», Россия, Санкт-Петербург
  • Стрелкова Ирина Борисовна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка», Беларусь, Минск
  • Чехович Юрий Викторович, Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
Презентация круглого стола: ссылка

15:30-18:15 Тематическое заседание «Инновационные технологии и сервисы для формирования электронной информационно-образовательной среды»

Модераторы заседания:
  • Чехович Юрий Викторович, Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
  • Авдеева Нина Владимировна, ФГБУ «Российская государственная библиотека», начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса, Россия, Москва; Российская ассоциация электронных библиотек, заместитель директора по информационным технологиям, Россия, Москва
Доклады:

Писляков Владимир Владимирович
ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский университета «Высшая школа экономики», заместитель директора научной библиотеки, к.ф.-м.н., Россия, Москва
E-mail:
pislyakov@hse.ru
Корпус исследований плагиата в библиометрических базах данных

Стрелкова Ирина Борисовна
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка», Институт повышения квалификации и переподготовки, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий, к.пед.н., доцент, Беларусь, Минск
E-mail: irin-strelkova@yandex.ru
Формирование компетентности обнаружения заимствований в квалификационных инаучных работах слушателей переподготовки и андрагогов в условиях системы дополнительного профессионального образования взрослых

Ивахненко Андрей Александрович
Компания «Антиплагиат», руководитель Отдела внедрения и эксплуатации, к.ф.-м.н., Россия, Москва
E-mail: ivakhnenko@antiplagiat.ru
Современные технологии поиска заимствований

Кинаш Сергей Анатольевич
ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет», заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения, Россия, Москва
E-mail: kinash.s@pstgu.ru
Новые возможности модуля интеграции «СДО Moodle-Антиплагиат» версии 2.1 и опыт его применения в ПСТГУ

Грибов Владимир Тимофеевич
ООО «Дата Экспресс», генеральный директор, к.э.н., Россия, Москва
E-mail: gribov@data-express.ru
Интеграция средств автоматизации библиотеки образовательной организации и системы поиска заимствований на примере взаимодействия АИБС «МегаПро» и сервиса «Антиплагиат»

Шахардин Кирилл Денисович
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ведущий инженер-программист отдела образовательных информационных технологий учебно-методического управления, Россия, Москва
E-mail: dissertationvideo@gmail.com
Соавторы:
Петрусевич Денис Андреевич
, ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет», доцент кафедры Высшей математики Института кибернетики, к.ф.-м.н., Россия, Москва
E-mail: petrdenis@mail.ru

Сравнительный анализ результатов проверки работ в системах «Антиплагит» и «Руконт»

Костюк Константин Николаевич
ООО «Директ-Медиа», генеральный директор, к.п.н., Россия, Москва
E-mail:
kkostjuk@directmedia.ru
ВКР-репозиторий и методы оптимизации работы с ВКР вуза

Тареев Денис Сергеевич
Компания «Автор-ВУЗ», руководитель разработки системы автоматизации образовательного процесса, к.и.н., Россия, Воронеж
E-mail: tareev@avtor-vuz.tu

Интеграция внутренних информационных систем образовательных организаций с сервисами обнаружения заимствований – проблемы, практические решения, преимущества реализации (на примере интеграции систем «Автор-ВУЗ» и «Антиплагиат»)
26 октября, Москва, 2-й день конференции
9:00-10:00 Тематическое заседание «Нормативно-правовые аспекты обнаружения заимствований в учебных и научных работах»

Модераторы заседания:
  • Чехович Юрий Викторович, Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
  • Теймуров Эльвин Сахаватович, ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», старший преподаватель кафедры международного права, директор библиотеки, к.ю.н., Россия, Москва
Доклады:

Теймуров Эльвин Сахаватович
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», старший преподаватель кафедры международного права, директор библиотеки, к.ю.н., Россия, Москва
E-mail: esteymurov@gmail.com

Проблемы разграничения видов юридической ответственности за неправомерные заимствования

Воробьёв Максим Васильевич
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», заведующий кафедрой гражданского процесса, арбитражного процесса и таможенного права, доцент, к.ю.н., Россия, Курск
E-mail: adv2004@bk.ru

Развитие технологий выявления академического мошенничества при проверке текстов на наличие заимствований

Родионова Наталья Владимировна
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг», Россия, Владимир
E-mail: rodionova777@yandex.ru

Принципы справедливости как честности в издательской деятельности в сфере образования

Дементьев Александр Николаевич
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», профессор, Россия, Курск
E-mail: dahalex@mail.ru

Организационно-правовые проблемы предотвращения нестрогих заимствований

10:00-12:45 Тематическое заседание «Этические и методологические проблемы обнаружения заимствований»

Модератор заседания: Чехович Юрий Викторович, Компания «Антиплагиат», исполнительный директор, к.ф.-м.н., Россия, Москва
Доклады:

Корнилов Иван Константинович
ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», профессор, Россия, Москва
E-mail:
korniloivan@yandex.ru
К вопросу об этических проблемах заимствований в научных и студенческих работах

Корсакова Ирина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке», и.о. проректора по научно-исследовательской работе, Россия, Москва
E-mail:
korsakovaia@mail.ru
Плагиат как явление массовой культуры

Гребенщикова Елена Георгиевна
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям, д.ф.н., Россия, Москва
E-mail: aika45@ya.ru

Предупреждение заимствований как этическая проблема

Костин Алексей Александрович
ФГБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, к.э.н., доцент, Россия, Москва
E-mail:
kaa-05@mail.ru
Самоплагиат как источник противоречий

Ростовцев Андрей Африканович
один из основателей проекта «Диссернет», д.ф.-м.н., профессор, Россия, Москва
E-mail: dissernet@gmail.com

Плагиат как явление в широком смысле. Опыт Диссернета

12:45-18:15 Тематическое заседание «Опыт внедрения и практического использования систем обнаружения заимствований в научной, издательской и образовательной сферах»

Модераторы заседания:
  • Беленькая Ольга Сергеевна, Компания «Антиплагиат», руководитель Учебно- методического центра, Россия, Москва
  • Суворова Марина Алексеевна, Компания «Антиплагиат», руководитель Отдела бизнес- анализа, Россия, Москва
  • Ибрагимова Гульнара Нурахметовна, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», главный библиотекарь Научной библиотеки, Россия, Казань

Доклады:

Беленькая Ольга Сергеевна
Компания «Антиплагиат», руководитель Учебно- методического центра, Россия, Москва
E-mail: belenkaya@antiplagiat.ru

Антиплагиат.ВУЗ: инструкция по применению

Короткина Ирина Борисовна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», руководитель центра академического письма и коммуникации, д.п.н., доцент, Россия, Москва; ОАНО ВО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», заведующий межфакультетской кафедрой английского языка, д.п.н., доцент, Россия, Москва
E-mail: irina.korotkina@gmail.com

Методы использования источников в обучении академическому письму

Ибрагимова Гульнара Нурахметовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», главный библиотекарь Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского, администратор системы «Антиплагиат.КФУ», Россия, Казань
E-mail: gibragui@kpfu.ru

Проблемы использования системы «Антиплагиат» в научно-образовательном процессе Казанского федерального университета

Золкина Анна Валентиновна
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», начальник отдела образовательных информационных технологий, Россия, Москва,
E-mail: zolkina_anna@misis.ru
Соавтор:
Ломоносова Наталья Владимировна
, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», заместитель начальника отдела образовательных информационных технологий, к.пед.н., Россия, Москва
Практическое использование системы «Антиплагиат» в высшем образовании

Катабай Павел Хафизуллович
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», начальник Отдела по работе с диссертационными советами Управления аттестации и подготовки научных кадров, Россия, Москва
E-mail: katabay.pkh@rea.ru
Соавторы:
Пискун Елена Ивановна
, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», профессор кафедры «Финансы и кредит», д.э.н., профессор, Россия, Севастополь;
Рожаева Кристина Николаевна, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», ведущий специалист Отдела по работе с диссертационными советами Управления аттестации и подготовки научных кадров, д.э.н., профессор, Россия, Москва
Перспективы использования технологии Блокчейн в области обнаружения некорректных заимствований

Боброва Ольга Сергеевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доцент, к.э.н., Россия, Санкт-Петербург
E-mail: olbobrova@hotmail.com

Проблема оценки оригинальности отчётов по практике студентов и магистрантов

Назаров Владимир Николаевич
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.т.н., Россия, Москва
E-mail: nazarov.vn@rea.ru

Что такое новые знания и заимствования в научной и учебной литературе

Алябьева Анна Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке», заведующий кафедрой философии, истории, теории, культуры и искусств, доктор искусствоведения, профессор, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM) при ЮНЕСКО, Россия, Москва
E-mail: aliabieva_a@mail.ru

Роль заимствований в научном тексте по музыкальному искусству

Котелевцев Николай Александрович
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, к.псих.наук, Россия, Курск
E-mail: apv.78@yandex.ru

Социально-психологические аспекты работы с обучающимися по проблеме увеличения процента оригинальности научно-исследовательских работ

Пачина Наталия Николаевна
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», профессор, д.п.н., Россия, Липецк
Соавтор:
Кузовлева Наталия Валериевна,
МБУ РЦМСО г. Ельца, старший научный сотрудник, доцент, д.пед.н., Россия, Елец
E-mail: pachina_2017@mail.ru
Методические рекомендации о системе контроля объёма заимствований (Липецкий опыт)

Дьячков Валерий Павлович
ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», доцент кафедры информационных технологий и статистики, к.пед.н., Россия, Киров
E-mail: d-v-p53@mail.ru

Формирование навыков подготовки оригинальных текстов у студентов первого курса

Ярошевич Яна Олеговна
Белорусский государственный университет, инженер-программист, Беларусь, Минск
E-mail: yaroshevich.yana@gmail.com

Анализ исходного кода на предмет заимствований в рамках процесса автоматизированного контроля знаний

18:00-18:15 Принятие решения конференции. Завершение конференции
Решение Международной научно-практической конференции

«Обнаружение заимствований – 2018»
25-26 октября 2018 года в г. Москве и 1-2 ноября 2018 года в г. Липецке состоялась Международная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2018». Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская государственная библиотека, Российская ассоциация электронных библиотек, Липецкий институт развития образования, Липецкий государственный технический университет, Ресурсный центр муниципальной системы образования города Ельца и компания «Антиплагиат».
Генеральный партнер конференции – компания Intel. Партнеры конференции – НП «НЭИКОН», «Автор-ВУЗ», EBSCO. Конференция проводилась при информационной поддержке информационно-аналитического журнала «Университетская книга», компании «Гарант», рейтингового агентства «Эксперт РА», компании «Крок».

Цель конференции – формирование экспертной среды по обсуждению вопросов, обмену мнениями и выработке решений в области обнаружения заимствований в образовательном и научном пространствах.

В работе конференции приняли участие представители органов власти, общественных организаций, преподаватели ведущих вузов, сотрудники библиотек, научно-исследовательских организаций, редакторы научных изданий, специалисты компаний-разработчиков информационно-образовательных систем и сервисов, заинтересованные в развитии российского образования и науки. Общее число участников составило 352 человека из Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Армения. Всего на конференции были представлены более 300 государственных, общественных, учебных, научных, издательских и коммерческих организаций России и стран СНГ.

Участники конференции обсудили широкий круг этических, нормативно-правовых, методологических, программно-технологических, инженерных и образовательных вопросов в сфере обнаружения текстовых заимствований. Было заслушано 46 докладов.

Работа конференции на московской площадке состояла из пленарного заседания и четырех тематических заседаний:

  • Инновационные технологии и сервисы для формирования электронной информационно-образовательной среды.
  • Нормативно-правовые аспекты обнаружения заимствований в учебных и научных работах.
  • Этические и методологические проблемы обнаружения заимствований.
  • Опыт внедрения и практического использования систем обнаружения заимствований в научной, издательской и образовательной сферах.

В рамках конференции также проведен круглый стол «Трансформация роли средств обнаружения заимствований в российском высшем образовании: от контроля объёма «плагиата» до воспитания академической честности».

Работа конференции на липецкой площадке включала пленарное заседание, секционное заседание «Теоретические и практические аспекты обнаружения заимствований», а также проведение круглого стола «Электронные системы обнаружения заимствований: методические основы применения, технологические возможности интеграции».

Участники конференции отмечают, что:

  • с активным развитием информационных технологий серьёзной проблемой, влияющей на качество научных трудов, стала проблема плагиата в письменных квалификационных работах студентов, аспирантов, докторантов и научных работников. Важным и своевременным является привлечение внимания к данному вопросу органов власти, всего академического и научного сообщества;
  • наблюдаются положительные тенденции в государственном регулировании научного и образовательного процессов в части решения проблемы некорректных заимствований, выразившиеся в принятии ряда нормативных документов и писем. Вместе с тем, существует тенденция к подмене реальной деятельности, направленной на повышение академической честности, контролем формальных показателей «оригинальности документов» в письменных работах;
  • нормативное регулирование защиты авторских прав в российском законодательстве носит фрагментарный характер, бремя доказывания сегодня лежит на частном лице, права которого были нарушены, в то время как ущерб от защиты «фальшивых» дипломов и диссертаций наносится обществу в целом, ведь в этом случае общество получает специалистов, чья квалификация подтверждена обманным путём;
  • российскими вузами, научными институтами и другими организациями накоплен большой опыт по повышению качества учебных, квалификационных и научных работ путём контроля оригинальности текста. Необходимость изучения и обобщения данного опыта для выработки единых подходов в противодействии плагиату в российской науке и образовании является насущной потребностью;
  • участниками конференции выработана единая позиция в понимании основных направлений деятельности по повышению качества учебных и научных работ путём контроля оригинальности текста, противодействию практикам академического мошенничества.

Участники конференции приветствуют принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправок в Федеральный закон «О рекламе», предусматривающих запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ (ВКР), научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения промежуточной или итоговой аттестации обучающихся, однако, считают данную меру недостаточной для решения проблемы неправомерных заимствований в квалификационных работах.

Участники конференции считают необходимым рекомендовать:

1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1.1. Политика открытого доступа. Минобрнауки России предложить Правительству РФ выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающих требование обязательного размещения полных текстов выпускных квалификационных работ в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Одновременно разработать эффективный и доступный для авторов механизм защиты результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в текстах ВКР.

1.2. Доработка нормативной базы. Создать экспертную рабочую группу для формирования предложений по доработке текстов Приказов Минобрнауки России № 636 [1] и № 227 [2] с учётом имеющейся практики применения образовательными организациями, внесению необходимых изменений в другие нормативные акты, а также подготовки необходимых письменных разъяснений. В состав экспертной рабочей группы включить специалистов Минобрнауки России, представителей вузов и компаний-разработчиков электронных систем обнаружения заимствований.

1.3. Академическое письмо. Инициировать разработку федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) для введения дисциплины «Академическое письмо» в образовательные программы вузов на русском и английском языках. Ввести специальность «Преподаватель академического письма» в систему подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров на базе ведущих вузов.

2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:

2.1. Направить в вузы разъяснения о том, каким образом влияют показатели проверки текстов ВКР на объём заимствований [3] на прохождение процедуры государственной аккредитации.

2.2. В рамках работы по совершенствованию системы лицензирования и аккредитации вузов предусмотреть процедуру контроля качества осуществления вузом проверок текстов ВКР на заимствования. С этой целью разработать критерии и методику подобной оценки, довести их до сведения вузов.

3. ВАК при Минобрнауки России:

3.1. Выработать единые требования и подходы к цитированию авторского текста, уточнить правила корректного оформления самоцитирования в научных и научно-квалификационных работах путём указания об этом в методических рекомендациях.

3.2. Определить чёткие критерии, согласно которым научный журнал может быть отнесен к так называемым «хищническим» журналам. Организовать работу по регулярному исключению из Перечня ВАК при Минобрнауки России подобных журналов.

3.3. Наладить устойчивую работу с Советом по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей.

4. Руководителям образовательных организаций высшего образования:

4.1. Формирование необходимых представлений и компетенций

4.1.1. Академическая этика. Для формирования представлений о нормах академической этики, нетерпимого отношения к академическому мошенничеству, в том числе плагиату, организовать разработку и принятие в вузах «Кодексов академической этики». С этой целью стимулировать создание инициативных студенческих групп, курировать и поддерживать их работу. Обеспечить проведение соответствующей разъяснительной работы с профессорско-преподавательским составом и обучающимися каждой ступени обучения для понимания и принятия положений «Кодекса академической этики», формирования академической честности.

4.1.2. Компетенции, необходимые для работы с электронными системами обнаружения заимствований. Обеспечить формирование компетенций, необходимых для корректной работы с электронными системами обнаружения заимствований, у всех специалистов вуза, принимающих участие в проверках на заимствования учебных или научных работ.

4.1.3. Академическое письмо. Способствовать разработке учебных программ, учебных курсов и пособий по академическому письму, направленных на формирование компетенций, связанных с построением научного и академического текста в соответствии с международными риторическими и публикационными конвенциями.

4.1.4. Центры письма. Способствовать развитию сети университетских центров письма, деятельность которых направлена на методическую и тьюторскую поддержку научных сотрудников, преподавателей и аспирантов в подготовке научных публикаций в ведущие зарубежные и отечественные научные журналы.

4.1.5. Информационная грамотность. Обеспечить разработку учебных программ, учебных курсов и пособий, направленных на развитие у обучающихся информационной грамотности, навыков аналитико-синтетической переработки информации из различных источников, корректного цитирования, формирования умений поиска и идентификации цитируемого (упоминаемого) источника информации. Предусмотреть включение соответствующих модулей в учебные планы таких дисциплин как «Введение в специальность», «Введение в профессию» и т.д.

4.2. Организация мер по обеспечению контроля оригинальности текстов

4.2.1. Обязательная экспертиза. Закрепить в соответствующем локальном акте вуза проведение экспертной оценки правомерности и корректности обнаруженных в тексте проверяемой работы заимствований как неотъемлемый элемент проверки на заимствования. С этой целью разработать или использовать готовую методику проведения подобной оценки.

4.2.2. Мотивация проверяющих. Обеспечить учёт трудозатрат и соответствующую дополнительную материальную мотивацию специалистов, осуществляющих проверки письменных научных и учебных работ на заимствования.

4.2.3. Мотивация обучающихся. Стимулировать обучающихся к написанию качественных учебных работ путём вовлечения в конкурсы на лучшую студенческую работу, информирования о существующих персональных стипендиях и надбавках за участие в научной деятельности.

4.2.4. Ответственность обучающихся. Для формирования ответственности обучающихся за оригинальность выполняемых письменных работ осуществлять обязательную проверку на заимствования не только текстов ВКР, но также курсовых и других письменных работ обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.

4.2.5. Дисциплинарная ответственность обучающихся. Включить пункты о дисциплинарной ответственности обучающихся за академическое мошенничество в соответствующий локальный акт вуза и обеспечить ознакомление обучающихся с содержанием акта.

4.2.6. Дисциплинарная ответственность руководителя. Предусмотреть в локальном акте вуза дисциплинарную ответственность руководителя (научного руководителя) работы за бездействие в случае выявления фактов академического мошенничества со стороны обучающихся. Обеспечить ознакомление профессорско-преподавательского состава с содержанием акта.

4.3. Политика открытого доступа. Принять инициативное решение об обязательном размещении текстов ВКР в открытом доступе (за исключением текстов ВКР, содержащих государственную тайну) на официальном сайте образовательной организации на условиях открытой лицензии Creative Commons для индексации поисковыми системами и обеспечения не только технического, но и организационного контроля качества работ.

4.4. Качество систем обнаружения заимствований. Продолжить работу по регулярному проведению независимой сравнительной оценки качества различных электронных систем обнаружения заимствований с обязательной публикацией результатов и использованных методов исследования.

5. Организациям, на базе которых созданы диссертационные советы:

5.1. Инициировать создание или присоединение к уже существующим этическим кодексам, направленным на формирование добросовестного поведения в научных исследованиях.

5.2. Разработать и утвердить методику проведения проверки текстов диссертационных работ на наличие неправомерных и некорректных заимствований, предусмотрев окончательное решение за членами экспертной комиссии, созданной по конкретной диссертационной работе.

5.3. Исключить практику «формальных проверок», когда заключение об оригинальности текста диссертационной работы делается только на основании показателя «процента оригинальности», без квалификации обнаруженных заимствований (цитирование, самоцитирование, техническое заимствование и т.д.)

5.4. Закрепить в локальных актах организации право соискателя учёной степени, в случае его несогласия с результатами проверки текста диссертационной работы на наличие неправомерных и некорректных заимствований, подать апелляцию и возможность изложить свою точку зрения членам диссертационного совета.

6. Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ):

6.1. Разработать критерии (документ), на основании которых автор может считаться недобросовестным.

6.2. Совместно с Минобрнауки России проработать список мер и ограничений на профессиональную деятельность, занимаемые посты в случае доказанных нарушений норм этики научных публикаций.

6.3. Совместно с Минобрнауки России разработать комплекс мер, содействующих развитию этики научных публикаций.

6.4. Проанализировать причины, приведшие к экстремальному росту нарушений в сфере этики научных публикаций. Совместно с Минобрнауки России проработать меры по нивелированию последствий.

6.5. Совместно с юристами Минобрнауки России проработать юридические аспекты ретракции научных материалов.

7. Российской государственной библиотеке:

Рекомендовать издать «Методические рекомендации по проверке научных работ на наличие некорректных заимствований с помощью автоматизированной системы специализированной обработки текстовых документов», адресованные лицам, осуществляющим проверки, научным руководителям диссертационных работ, соискателям учёных степеней, преподавателям и студентам вузов.

8. Издательствам, редакционно-издательским отделам вузов:

8.1. Передавать информацию о фактах недобросовестности автора по месту его работы (учёбы), в Советы по этике, в организации, участвовавшие в финансировании научных исследований.

8.2. Обратить внимание на проблему некорректных переводных заимствований в научных статьях, использовать существующие инструменты для обнаружения подобных практик в представленных к публикации рукописях.

8.3. Разработать процедуру проверки на заимствования соответствующих документов в издательствах, редакционно-издательских отделах вузов. Отразить это в локальных актах организации.

8.4. Разработать политику издательства в отношении заимствований и разместить её в открытом доступе на официальном сайте издательства.

9. Разработчикам электронных систем обнаружения заимствований:

9.1. Продолжить работу по совершенствованию систем автоматизированного обнаружения заимствований в следующих направлениях:

9.1.1. Развитие алгоритмов по выявлению попыток технических «обходов» систем, искусственного завышения процента оригинальности.

9.1.2. Развитие механизмов для поиска перефразированного текста и общеупотребительных выражений.

9.1.3. Создание «белой» коллекции организации – собственной коллекции организации для формирования базы корректных источников заимствований внутри вуза.

9.1.4. Учёт авторов документов и источников при расчёте процента заимствований.

9.1.5. Учёт даты создания документов и источников при поиске заимствований.

9.1.6. Расширение возможностей по интеграции с электронно-библиотечными системами и системами аутентификации пользователей.

9.1.7. Усовершенствование обнаружения заимствований в таблицах.

9.2. Активно включаться в работу конференции «Обнаружение заимствований», которая является единственной в России экспертной площадкой по обсуждению проблем обнаружения заимствований в учебных и научных работах, направлять для участия в конференции своих представителей.

10. Оргкомитету конференции «Обнаружение заимствований – 2018»:

10.1. Рассмотреть возможность проведения аналогичных конференций для участников экспертного сообщества с регулярностью 1 раз в год, в том числе проведение конференции «Обнаружение заимствований – 2019».

10.2. Рассмотреть возможность привлечения к участию в конференции студентов и аспирантов.

[1] Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры".

[2] Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки".

[3] Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 июля 2015 г. N 667 "Об утверждении форм сведений о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности".


Made on
Tilda